Почему у детей портится зрение

>

Согласитесь, обычная ситуация: пошли детки в школу, у всех зрение замечательное. По статистике всего у 2% первоклашек есть какие-нибудь отклонения. 

А спустя всего несколько лет — бац, уже у 50% зрение ухудшается. Еще через пару лет — уже у 70%.

Почему у детей портится зрение?

Что же это за эпидемия, от которой даже и прививку не делают (не вдаваясь в тему эффективности последних). 

И почему именно со зрением проблемы возникают? Почему дети не слух теряют или, там, осязание?

Вот если у детей живот заболел, да еще у половины класса — тут сразу ищут причину, и устраняют, и еще виновных наказывают. А еще и по телевизору про это на всю страну могут рассказать — мол, какая халатность!

А тут катастрофическая эпидемия плохого зрения, и никто не чешется. 

Отвечает доктор Бейтс

И вы знаете, ответ на эти вопросы был дан более 100 лет назад Уильямом Бейтсом. И вот что он говорил (в моем пересказе):

В общем-то, становится очевидно, что проблема нарушения зрения тесно связана с системой школьного образования. Принудительное обучение в школе калечит детскую психику и культивирует в детях нервное напряжение, которое и является тем вирусом, который вызывает нарушение зрения. И в конечном итоге, поскольку система меняться не собирается, будет и впредь портить зрение человечества. 

Как это происходит?

В детский сад и в первый класс школы ребенок идет с сияющим от счастья лицом и блестящими глазами. Но постепенно весь этот пыл куда-то выгорает, ребенок начинает томиться уроками. Время обучения тянется бесконечно, а дома — десерт из домашних заданий и переживающих за успеваемость родителей.

И вот, к концу четвертого-пятого класса детский окулист уже норовит надеть на ребенка очки — в ход идут даже угрозы и запугивания, если вдруг родители не вполне готовы нацепить своему детищу велосипед на нос.  

В чем же дело, почему так происходит?

До школы вопрос зрения не стоял так остро, ведь видит ребенок четко или не так четко, было не особо важно. В игре это значения не имеет. При рисовании тоже изобразить можно так, как видишь ты — и все только порадуются твоему оригинальному стилю. 

Но вот в школе ситуация абсолютно другая. Там ты ДОЛЖЕН видеть и различать: даже неразборчивые каракули своих одноклассников или писанину недостаточно тактичного педагога

(у моей дочки учительница английского писала детям с первого же класса на доске и в тетради на смеси печатного и письменного, при том, что письменный английский вообще в школе не изучают. Даже то, что ребенок должен за ней, учительницей, повторить в качестве упражнения по письму!!! И моя просьба писать разборчиво и печатно вызвала фырканье и негатив, хотя я просила об элементарной профессиональной вежливости)

Плюс ребенок испытывает давление со стороны как семьи, так и школы в том, чтобы учиться хорошо. А это уже давление — психологическое, а при постоянном повторении перетекающее в соматику (т.е. отражающееся на состоянии тела).

И вот он усердно пялится на доску. Прибавим постоянные отвлечения от одноклассников, блики на доске, требование неподвижного сидения, незнакомые слова, буквы, значки… Масса поводов напрячься. Масса поводов для глаз утратить естественную зоркость. 

Подключаем фактор важности: несмотря ни на что, вопреки всем помехам, увидеть НАДО.  Иначе ждет расправа — замечания учителя, ругань родителей, плохие оценки… И ребенок начинает щуриться, косить, заставлять себя и свои глаза видеть. И чем больше усилий, тем видит он хуже и хуже. 

Некоторые дети, чтобы разрядиться, начинают ерзать, болтать. И сразу получают замечание — а значит, теряют и эту возможность расслабиться. 

Другие могут сдаться: «ну не видно, что на доске, и ладно, я порисую». И тут тоже — бац, замечание, наказание. Напряжение.

И это напряжение воспитывается, поддерживается и в школе, и дома. Даже на переменках, когда нельзя выплеснуть его, а надо ходить стройными рядами. 

Плюс к этому — запертость в четырех стенах. Сначала в школе, потом — дома. Никакого простора, никаких горизонтов. Зрение вдаль не востребовано. А что не используется, то атрофируется. 

Дальше — больше. В старших классах большинство отличников носят очки. В институте ношение очков уже становится правилом. Очки становятся символом престижа, интеллигентности, высокого интеллектуального уровня. Можно сказать, аналогом IQ.

И главная беда нашего общества, что все считают это нормальным, тогда как на самом деле ребенок в очках — это практически то же самое, что ребенок в инвалидной коляске, ребенок на костылях. 

Что же делать???

Глобально, конечно, хотелось бы изменить систему образования. Лично мне нравится система Монтессори, которая отталкивается от текущих потребностей ребенка, когда ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. Такие занятия идут на пользу и в радость ребенку. Но это дело очень индивидуальное и, блин, недешевое, так что рассчитывать на то, что такая система будет общей, пока, я думаю, не стоит.

Для родителей я могу посоветовать из собственного опыта пять вещей:

1. Обязательно научите своих детей расслаблять свои глаза с помощью пальминга.

2. Учите детей здоровому пофигизму, способности поддерживать расслабление даже под прессингом психического напряжения. Здесь в помощь идут воображение и чувство юмора.

Я для своих придумала такой метод снятия напряжение, когда ругают.

Я раньше много на детей кричала, потом уходила в свою комнату и там рыдала. Ну а дети рыдали у себя. Теперь я почти не кричу, как-то и без этого обходимся. Но иногда бывает надо — так вот каждый такой крик я завершаю какой-нибудь бредовой фразой, типа: «Если не уберешь сейчас же свой рюкзак с дороги, с потолка потекут розовые сопли!!! Или: «Я сейчас правую лямку съем без соли, а тебя заставлю правую с кетчупом есть!» В результате мы все хохочем, и напряжения как не бывало. И рюкзак с дороги убирается.

И при этом я заметила, что дети стали более смело реагировать на мои притязания, не зажимаются, а смело могут высказать свое мнение по поводу ситуации. А значит, они стали более стрессоустойчивыми. 

Заодно и у меня чувства вины нет за крик.

Есть еще одна методика — когда надо друг на друга поорать. Но у нас только пару раз такое получалось, это надо делать специально, а не спонтанно. И тоже получалось до смеха. 

3. Водите ребенка в бассейн — вода очень хорошо снимает нервное напряжение. Просто нереально хорошо!

Когда дочка пошла в первый класс, мы как раз только что переехали в новую квартиру. И по-видимому, напряжение для нее было слишком большое, поскольку ей даже снились кошмары.  Так вот, все это прошло, как только мы стали ходить заниматься в бассейн — всего раз в неделю. А бывают программы и по два раза в неделю. А если ребенок уже умеет плавать, можно ходить с ним хоть каждый день. 

4. Постарайтесь не давить на ребенка требованием хороших оценок.

Конечно, стремиться надо к лучшему всегда. Но не ради оценок, а ради знаний и навыков. Вспоминайте великих людей, которые в школе были троечниками, а дали миру значительно больше, чем их одноклассники-отличники, о которых мы вообще ничего и не знаем. 

5. Дайте ребенку возможность гулять — просто гулять каждый день, или хотя бы через день.

Это, во-первых, расширение физического кругозора, то есть задействуется зрение вдаль. Во-вторых, это движение на свежем воздухе (кстати, одно из лекарств от депрессии, — это так, к слову). В-третьих, крепкий иммунитет. В-четвертых, необходимый для роста и развития витамин D. 

Зоркости вам!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙСЯ СО МНОЙ

Отзывов: 2 на «Почему у детей портится зрение»

  1. Мне решительно знаком ваш портрет - как важно смотреть на знакомое | Я ЗОРКАЯ! — 30.05.2012 в 12:56

  2. Напряжение – причина плохого зрения | Я ЗОРКАЯ! — 13.06.2012 в 16:07

RSS-лента комментариев. Адрес для трекбека

Ваш отзыв