Чем занят наш мозг?

>

Чтобы лучше понять, как разнопланово и сбалансированно тренировать свой мозг, предлагаю сначало обсудить, а чем он, собственно занят. Какие у нашего мозга задачи и способности?

Какие способности есть у нашего мозга?

Вот какой список я нашла в интернете:

  • Языковые способности;
  • Запоминание дат, чисел, имен, событий;
  • Контроль  и координация движений;
  • Оценка ситуации;
  • Познавательные способности;
  • Эмоциональный интеллект;
  • Оценка и использование своего потенциала;
  • Оценка ситуации, быстрое принятие решений;
  • Интуитивное знание;
  • Творчество, воображение, креативность;
  • Умение мечтать;
  • Аналитические способности;
  • Умение схватывать проблему в целом без анализа;
  • Эмпатия (тонкое чувствование состояния другого)
  • Умение услышать суть за буквальными словами;
  • Многопотоковость (умение обрабатывать одновременно разнородную информацию, делать несколько дел одновременно);
  • Доступ к божественным, мистическим и трансцедентальным переживаниям
  • Сохранение полученного знания, опыта, впечатлений (память)…

 Честно говоря, список далеко не полный. Ну, начнем с этого.

Мощно, не правда ли? А мы тут прибедняемся. Да в нашем распоряжении та-а-акой ресурс! Аж дух захватывает.

В предыдущей статье на тему работы мозга уже упоминались несколько упражнений для ума. Чем бы заняться сегодня?

Ну, давайте с первого же пункта.

Языковые способности

1. Самое простое упражнение (и самое, пожалуй, популярное) — это разгадывание кроссвордов.

Неоднократно я читала советы для пожилых людей каждый день посвящать время на разгадывание кроссвордов — такая простая забава очень хорошо стимулирует мозг и помогает сохранять светлый ум и крепкую память до старости и дальше.

Особое предпочтение отдавайте тем кроссвордам, в которых вопросы это не просто определения слов, а какие-то ассоциации, игра слов, юмор, ребусы и шарады. Так мы не просто вспоминаем слова по их определениям (что довольно скучно), но тренируем творческое мышление и способствуем установлению новых связей между нейронами в разных областях мозга.

2. Изучайте иностранные языки.

Каждый язык — это особая система, в которой скрыты внутренние свойства различных культур и мировоззрений. Изучая иностранный язык, мы не только получаем полезный инструмент для повседневной жизни, но и проникаемся новыми, непривычными для нас, реалиями, представлениями и взаимосвязями.

На самом деле, при изучении иностранного языка наш мозг обретает дополнительные мощности, надстраивается новыми структурами (которые просто не вписываются в те системы и структуры, которые доступны нам на уровне нашего родного языка).

Для особо отважных можно попробовать языки с непривычной письменностью (арабский, иврит) или даже языки, в которых вместо слов, состоящих из букв, фигурируют слова, состоящие из понятий и(или) других слов (китайский, японский).

Каждый иностранный язык — это расширение сознания и удивительно интересное путешествие в мир чужой культуры и представления о мире. Главное —  не закапываться в сухую грамматику, а изучать живые примеры речи и текстов и пытаться обнаружить в их структурах смысл и выразительную силу. А грамматические знания должны этому только помогать, подталкивая к правильным обобщениям.

Вот увлеклась — ясно, лингвист. Это мое, родное.

3. Игры в слова.

Это довольно широкая область развлечений, которую особенно любят логопеды. Ведь такие игры помогают расширить словарный запас, улучшить распознавание звуков речи. Так что приобщайте своих детей и внуков — будет весело!

Называем слова на одну букву: играют два и более человек. Каждый по очереди называет слово на определенную букву. Затем следующий, и так по кругу. Выигрывает тот, кто назовет слово на эту буквы последним.

Игра в города: играют два и более человек. Первый называет любой произвольный город (или город на букву А), следующий — на последнюю буквы в предыдущем названии (кроме Ь,Ъ,Ы), и так далее. Отсеиваются те, кто не смог назвать город на нужную букву. Выигрывает тот, кто остался в игре.

Ассоциации: это уже не просто языковая игра, она задействует творческое, ассоциативное, мышление. Играют двое или больше человек. Первый называет произвольное слово. Второй должен назвать слово, которое у него ассоциируется с первым. Третий — со вторым и т.д. Пример цепочки: Трава — двор («на дворе трава») — собака (живет на дворе) — кошка (за ней гоняется собака) — молоко (кошка любит) — блины (тесто на молоке)…   Прикольно, когда спустя какое-то время игроки пытаются восстановить цепочку в обратном порядке: Так, последним у нас было слово блины, за ним молоко(т.к. блины на молоке), молоко — то, что кошка любит, а кошка связана с собакой…

Трансформации: непростая игра, требующая большого словарного запаса и терпения. Играть может как один человек, так и несколько. Берется одно слово из 4-5 букв (оптимально для русского языка) и нужно, на каждом шаге меняя всего лишь одну букву,  превратить его в другое слово из того же количества букв.

А можно просто строить цепочки, например, у кого будет длиннее.

Например, роза — рота — роса — рожа - кожа — коса — коза — поза — пола — пора- порт — торт — сорт — …

 Комбинации: опять же играть можно одному либо в компании. Берется одно довольно длинное слово. Желательно, чтобы букв в нем было не меньше 8. Теперь из букв этого слово нужно составить как можно больше других слов. При этом правила могут быть различны: можно либо использовать в каждом составленном слове только столько букв, сколько их есть в базовом слове, либо неограниченно.

Например, слово СТРАТОСФЕРА

Из него можно составить слова: сфера, афера, сота, трест, рост, трос, фарс, фара, раса, фраер и т.п. Но вот слово ресторатор возможно составить только в том случае, если правила позволяют использовать буквы в слове в неограниченном количестве. Ведь в слове стратосфера только две «р», а для слова ресторатор требуются три. То же и с буквой «о».

 Кто — с кем — когда — где- что делал(и) — с чем — зачем (…): очень забавная игра для умеющих писать. Играть будет интересно, от трех человек и больше. Суть игры — составлять предложения, основываясь на вопросах (по членам предложения). Например, если вас всего трое, то нужно три вопроса: кто-где-что делал или кто-что делал — с чем или кто — что  делал — когда…

Первый шаг: игроки вытягивают карточки с написанными на них вопросами. Все вопросы пронумерованы, чтобы поддержать порядок слов в предложении. Например: 1. кто, 2. что делает…

Второй шаг: берется лист бумаги и тот, у кого первый вопрос, пишет сверху ответ на него, например (кто) Чебурашка. Затем он заворачивает край листа бумаги так, чтобы следущий игрок не видет, что написано. Далее второй игрок отвечает на свой вопрос. Например, если его вопрос «что делал?» он пишет: крутится вокруг Земли. И заворачивает листок. Третий игрок, например, отвечая на вопрос, где, пишет: в банке с вареньем.

В результате получаем такой перл: Чебурашка крутится вокруг Земли в банке с вареньем.  Ха-ха-ха.

Чем больше игроков, тем больше вопросов, тем более развернутое получается предложение. И тем больше веселья!

 

А помимо своей развивающей роли игры со словами помогают организовать увлекательный семейный досуг даже в долгих путешествиях. Мы, например, играем в ассоциации, когда едем всей семьей на машине.  А игра Кто-с кем-когда-что делает… надолго увлекает ребят во время дней рождения и других детских тусовок (для школьников).

 

Приятного и полезного времяпрепровождения!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙСЯ СО МНОЙ

1 отзыв на «Чем занят наш мозг?»

  1. Автор: Виктория, 24.07.2012 в 23:47

    Бабушке моего мужа скоро 80 лет. Разгадывание кроссвордов для нее — ежедневное занятие. А игры в слова отлично помогают провести интересно и с пользой время и на пляже, и в дороге, и в очереди.

RSS-лента комментариев. Адрес для трекбека

Ваш отзыв